Главная
Регистрация
Вход
Суббота
06.07.2024
18:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Восточные танцы на Ямале

Меню сайта

Категории каталога
Рассказы о танцах и отдыхе [5]
Личные впечатления, опыт. Расскажите о том где вы были, что видели
Рассказы о конкурсах, фестивалях [3]
Личные впечатления, опыт участия в конкурсах, фестивалях, концертах, мастер-классах
Ритмы и стили, музыка [1]
Советы танцовщицам [6]

 Статьи и рассказы 
Главная » Статьи » Ритмы и стили, музыка

Ритмы в арабской музыке

Здесь мы предлагаем вам ознакомиться с классификацией и особенностями арабской музыки. Статья является сокращенным переводом аналогичной статьи на сайте “Art of Middle Eastern Dance by Shira”.

 

Средне-восточная музыка может быть разделена на следующие категории: классическая музыка, народная музыка, современная музыка, и поп-музыка. Классификация, как вы видите, не очень отличается от западной музыки. Термин “традиционная музыка ” может относиться к любой народной музыке, современной музыке или классической музыке.

 

Классическая Музыка

Классическая музыка, главным образом, это музыка с таким уровнем музыкальности и запутанности, которая может звучать в унисон с душой истинного любителя музыки. Самая известная арабская классическая музыка - вероятно, песня Lamma Bada Yata Thanna, очаровательный пример музыки, написанной в samai ритме 10/8. Происхождение этого ритма может быть прослежено к десятому столетию, и это узнаваемая часть музыки в арабском мире и сегодня. Несколько современных музыкантов, включая Братьев Балади (Brothers Of The Baladi), Джона Билезикджяна (John Bilezikjian) и Реда Дарвиш (Reda Darwish) предлагают их собственную версию этой песни на кассетах и компакт-дисках.

 

Народная музыка

Народная музыка относится к музыке, которая сопровождала ежедневный быт людей, живущих в сельской области. Она игралась на традиционных инструментах, сделанных из материалов, доступных в деревне, и вообще имела простую мелодию, которую могли петь обычные люди с обычными голосами. Часто никто наверняка не знает, кто автор данной народной песни.

 

Современная Музыка

Современная музыка была создана индустрией звукозаписи и кинопроизводства. Музыка из популярного египетского кино это яркий пример современной музыки. Вообще, для современной музыки всегда можно узнать, кто были композитор и лирик, и часто такая музыка связана с именем артиста, который сделал ее популярной. Фарид Аль Атраш (Farid Al Atrache) был примером композитора, певца, и актера, который популяризировал многие из Арабских современных хитов, которые остаются популярными и сегодня - хиты типа Habena, Toutah, и Me Alli We Oltelu. Мохаммед Абдел Вахаб (Mohammed Abdel Wahab) переложил много популярных песен, например, Cleopatra и Inte Omri. Полностью переоранжированные песни, специально подготовленные для известных танцовщиц танца живота типа Nagwa Fouad, чтобы сопровождать их шоу в каирских ночных клубах, тоже попадают в эту категорию.

 

Современная музыка часто предназначена для профессиональных музыкантов, и поэтому часто имеет много музыкальных сложностей, которые не появляются в народной музыке. В египетской современной музыке хорошо прижилась идея большого оркестра, позаимствованная из западной музыке, и на нее был наложен уникальный египетский стиль.

 

Наиболее известной египетской вокалисткой была Ум Кальсум (Oum Kalthoum). Ее песни, сопровождаемые этими оркестрами, были часто длиной бодее часа. Эти песни, обычно открываемые лирической инструментальной увертюрой, перетекали в вокальную секцию, далее чередовались дополнительные инструментальные и вокальные секции. Вот некоторые из многих песен, которые сделали Ум Кальсум известной: Inte Omri, Ana Fi Inte Zahark, Alf Leila Wa Leila, Leilet Hob, Lisah Faker и Huwwa Sahih el-Hawa Ghallab.

 

Поп-музыка

Поп-музыка - недавнее ответвление современной музыки, созданной, чтобы обратиться напрямую к более молодому поколению. В Египте истинный подъем поп-музыки, которая называется “al jeel” (музыка поколения), начался в 1980-ых. Самые известные, много записывающие арабские артисты, чьи работы могут быть отнесены к поп-музыке - Амр Диаб (Amr Diab) (поющий Habibi Ya Nour El Ain), Hanan, Alabina, и Ehab Tawfeek. Некоторые из этих песен демонстрируют определенное западное влияние, особенно испанское.

 

Страна Происхождения

Средне-восточная музыка может также категоризироваться страной происхождения на арабскую, турецкую, и персидскую музыку.

 

Турецкий

Karsilama (9/8) ритм, является турецким по происхождению, но может также быть найден в музыке некоторых стран, которые были побеждены Османской империей типа Греции и Армении. На karsilama может быть основан очень захватывающий, драматический финал для выступления танцовщицы танца живота.

 

Конечно, не вся турецкая музыка использует ритм 9/8, также как не вся австрийская музыка использует ритм вальса 3/4.

 

Другие Ритмы

Samai (10/8), masmoudi Saghir (8/4), maqsoum (часто называемый “beledi” в Соединенных Штатах), saidi, и некоторые другие ритмы обычно связаны с арабской музыкой. Персидская музыка обычно характеризуется ритмом 6/8.

 

Структура Средней Восточной Музыки

Структура, описанная здесь, применима большей частью к фольклорной музыке, потому что более современные работы могут включать Западное влияние.

 

Ключ против maqam

 

Самое главное различие между западной музыкой и средне-восточной музыкой - то, что Западная музыка основана на определенной тональности (ключе), в то время как восточная музыка основана на maqam. По словам музыканта Мими Спенсера из Сан-Франциско, maqam - “нечто большее, чем тональность, нечто меньшее, чем мелодия”.

 

В типичной западной музыке в октаве есть 12 возможных нот, основные и полутона. Но только 7 из этих нот обычно используются в данной песне. 7 нот, являющихся основой для данной песни определяют тональность, и есть некоторые определенные правила, относительно которых 7 нот могут использоваться. Например, типичная западная песня в ключе Ре Мажор будет использовать только ноты Ре, Ми, Фа диез, Соль, Ля, Си, и До диез. Тональность также определяет некоторые отношения между нотами для определения нот, из которых будут состоять аккорды, которые в свою очередь служат основными блоками для данной песни.

 

В арабской и турецкой музыке maqam использует только отобранные ноты из полного диапазона возможных доступных нот, в этом отношении это напоминает западный ключ. Но maqam оказывает определенное влияние на окончательный результат. Обязательны отходы от мелодии, основанные на некоторых нотах данной тональности и некоторой тенденции движения. Так что песня, написанная в некотором maqam не должна использовать только специфические ноты в этом maqam, но она должна также включить отходы от основной мелодии для этого maqam в линии мелодии песни.

 

Полутона и четвертьтона

 

В западной музыке музыкальные ноты - обособленные полутона. Например, на стандартном западном фортепьяно или клавесине, каждая белая и черная клавиша представляют одну из 12 возможных нот, которые могут использоваться в западной музыке, и каждая - на полтона выше, чем клавиша, смежная с ней слева.

 

Однако, многие (не все, конечно) средне-восточные песни используют четверти тона. Это звук, который существует на полпути между двумя смежными клавишами на западном фортепьяно. Так, вместо наличия 12 возможных нот, используемых для основания тональности, восточная музыка имеет вдвое больше возможных нот, чтобы использовать их в написании maqam. Было бы невозможно играть средне-восточную песню, которая использует четвертьтона на многих стандартных западных инструментах типа фортепьяно, труб и саксофонов, потому что некоторые ноты просто не имели бы соответствующих клавиш, или комбинаций пальцев - они должны попадать между двумя смежными нотами. (Возможно, конечно, настроить некоторые западные инструменты, чтобы играть музыку с четвертьтонами, но на стандартно настроенном инструменте сыграть ее нельзя)

 

Аккорды

Западная музыка широко использует аккорды, которые построены из нот согласно некоторым правилам в той тональности, в которой написана песня. Классическая музыка из Европы опирается на аккорды. Типичная песня, предназначенная для хора, часто помещает сопрано, альт, тенора, и бас каждого на различной ноте аккорда.

 

Традиционная средне-восточная музыка не использует аккорды - если инструментов много, тогда обычно один инструмент будет вести основную мелодию, в то время как другие будут вести отходы от мелодии или усложнения ритма. Например, в то время как один инструмент держит ноту основной линии мелодии, другой можеть дать небольшую трель. Концепция усложнения ритма также существует и в Западной музыке - представьте тубу, играющую “oom-pah”, в то время как труба играет линию мелодии. С другой стороны, различные инструменты в разное время могут нести основную мелодию. Или, один инструмент будет играть мелодию, в то время как остальные импровизируют. Эта общая концепция должна быть знакома западным музыкантам, имеющим опыт игры в ансамбле, потому что в оркестре и джазе часто используются те же самые методы. Но главное - то, что традиционная средне-восточная музыка не использует аккорды, хотя более современная музыка под влиянием западной музыки вполне может делать это.

 

Теперь, узнав эти основные структурные различия между средне-восточной музыкой и западной музыкой, становится неудивительно, что много девушек, начинающих заниматься танцем живота, имеют проблемы с тем, чтобы услышать, как идет музыка, и танцевать соответственно музыке. Изучение восточного танца состоит не только в том, чтобы изучить, как связать движения бедер, волны и движения рук - оно также включает тренировку уха, чтобы слышать и впитывать новые музыкальные ритмы, странные ноты, и целый набор мелодий, которые являются совершенно незнакомыми.

  
Для того, чтобы лучше чувствовать музыку, под которую мы танцуем, мы, конечно же, должны знать правила, которым следует эта музыка. Чего ждать в следующем такте? Где нам встретится акцент? На эти вопросы будет легче ответить, если мы познакомимся с базовыми ритмами. Статья является частичным переводом статьи Jas’s - Rhythms for Dumbek and Belly Dance с сайта http://www.ghawazee.org/ плюс маленькая компиляция из других источников.

 

Как читать запись ритма

D   DUM - чистый низкий акцентированный звук

T   Tek - чистый высокий акцентированный звук

-    промежуток между ударами

t    te - чистый высокий неакцентированный звук (на барабане правой рукой)

k    ka - чистый высокий неакцентированный звук (на барабане левой рукой)

S   Slap - глухой низкий акцентированный звук

_    пауза, по длине соответствует слову “и”, сказанному про себя.

 

 

Общее правило - большими буквами обозначены акцентированные звуки, маленькими - наполнение. Соответственно, D-T-__T-D-__T-__ читается как DUM-Tek-(и)-Tek-DUM-(и)-Tek-(и), а D-T-kkT-D-kkT-kk читается как DUM-Tek-kakaTek-DUM-kakaTek-kaka, если повторите эту фразу несколько раз плавно переходя с конца фразы на начало, получите ритм. Сокращения введены только лишь для того, чтобы вы видели на схеме, как удары укладываюся в 4/4 или 8/4 или в другой размер.

 

Базовые ритмы

Начнем с ритма, который называется “максум”. Этот ритм широко распространен - вы можете его услышать в любой музыке Среднего Востока и Средиземноморья. Простой “максум” является базовым для множества ритмов и особенно важен в современной и фольклорной музыке Египта.

 

максум 4/4

 

1-+-2-+-3-+-4-+-|

D-T-__T-D-__T-__|   базовый

D-T-kkT-D-kkT-kk|   наполненный

D-S-tkS-D-tkS-tk|   акцентированный

 

“идущий” максум 4/4

 

1-+-2-+-3-+-4-+-|

D-T-k-T-D-k-T—|   базовый

D-T-k-T-D-k-T-tk|   с мостиком

 

 

——————————————————————————–

 

“Балади” это более фольклорный вариант базового средневосточного “максум”, который характеризуется двумя DUM, начинающими фразу. Довольно часто он называется “масмуди сагир” (”короткий масмуди”) потому что имеет такие же акценты, как “масмуди” но играется на 4/4 вместо 8/4. Среди танцовщиц все-таки он более известен как “балади” (беледи). Этот ритм весьма типичен для современного беллиданса. “Балади” обычно играется медленнее, чем “максум” .

 

балади 4/4

 

1-+-2-+-3-+-4-+-|

D-D-__T-D-__T-__|   базовый

D-D-tkT-D-tkT-tk|   наполненный

D-D-T-S-D-T-S-tk|   “египетский классический”

 

 

——————————————————————————–

 

“Саиди” - еще один ритм семейства максум. “Саиди” получается удвоением среднего DUM. Имеет немного другой оттенок и заполнение, популярен в верхнем Египте (Напоминаем Вам, что верхний Египет соответствует верховью Нила, то есть югу Египта). Так же как “балади”, играется быстро. Традиционно он используется в народном мужском танце с палками, а также в беллидансе, где он превратился в танец с тростью.

 

саиди 4/4

 

1-+-2-+-3-+-4-+-|

D-T-__D-D-__T-__|  базовый

D-T-tkD-D-tkT-tk|  наполненный

 

 

——————————————————————————–

Если вы возьмете ритмы группы “максум” и добавите к ним еще один сегмент из 4 битов (получается 8/4), вы получите ритм, обычно ассоциируемый с Турецким или Греческим ритмом “чифтетели”.

База этих ритмов такая же, как в “максум”, но он наполняется на 8/4 и оставляет другое впечатление. Часто используется в турецком беллидансе, обычно играется медленно и не сильно наполняется.

 

чифтетели 8/4

 

1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-|

D—__T—__T—D—D—T—____|   базовый

D-tkT-T-tkD-T-tkD—D—TktkT—|   наполненный

 

 

——————————————————————————–

 

Ритмы часто комбинируются, или имеют вариации в половину длины или, наоборот, вдвое длинней. Базовый “максум”, играемый в два раза медленней, называется “масмуди”. “Масмуди” характерен объединением двух 4-битовых музыкальных фраз. Иногда он называется “масмуди кабир” (большой) в отличие от 4-х битового “масмуди сагир”. Обычно первая фраза имеет два ведущих DUM. Версия с тремя ведущими DUM называется “идущий масмуди”, потому что ее легко приспособить к ритмичному шагу.

“Масмуди” очень распространен в музыке для беллиданса, легко распознаваем и танцовщица может прогнозировать акценты.

 

масмуди 8/4

 

1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-|

D—D—____T—D—____T—T—|   базовый

D—D—tktkT-tkD-tktkT-TktkT-tk|   наполненный

 

 

——————————————————————————–

 

“Максум”, играемый на 2 бита, называется “фаллахи”. Это обычно очень быстрый и наполненный ритм. Используется в фольклорной музыке для танца (”феллах” значит “крестьянин”). Широко распространен в верхнем Египте. Обычно играется в 2 раза быстрее, чем “максум”.

 

фаллахи 2/4

 

1-+-2-+-|

Dk-kD-k-| базовый

DtktDktk| наполненный

DgkgDkgk| вариант

 

 

——————————————————————————–

 

“Айюб” очень похож на “фаллахи”. Это широко распространенный и очень простой 2-х битовый ритм. Его можно услышать от Турции до Египта. В медленной форме он используется в североафриканском ритуальном трансовом танце, известном как “Зар” (и этот вариант ритма иногда называется “зар”), ближе к Морокко эти танцы обычно сопровождаются 6-ти битовым ритмом. “Айюб” часто встречается в беллидансовой музыке как быстрый (или очень быстрый) ритм. Некоторые говорят, что он похож на то, как идет верблюд.

 

айюб 2/4

 

1-+-2-+-|

D–kD-T-| базовый

D-kkD-S-| вариант

DktkDtkt| наполненный

 

 

——————————————————————————–

 

“Байю” ритм с таким же размером, но имеет 2 DUM и играется обычно медленней. Часто используется в в беллидансе для соло под барабаны.

 

байю 2/4

 

1-+-2-+-|

D–DD-T-| базовый

D-kDD-S-| вариант

 

 

——————————————————————————–

 

Есть какое-то количество ритмов, состоящих из 8 ударов, которые делятся как 3+3+2, характерных для Среднего Востока и Средиземноморья. В Египте и Ливане подобный ритм называется “мальфуф” и является довольно наполенным и акцентированным ритмом. Используется как сопровождение для танца, а также в современной популярной музыке.

 

мальфуф 2/4=3+3+2

 

1-+-2-+-|

D–T–T-| базовый

DkkTkkTk| наполненный

D-kT-kT-| синкопированный

 

 

——————————————————————————–

 

“Дарж” обычно представляет собой 6-битовый ритм. Он имеет много форм, в зависимости от места, где вы находитесь. В Персии он более ровный (не синкопированный), в Магрибе сильно синкопированный.

 

самааи дарж (дарж) 6/8 or 3/4

 

1-+-2-+-3-+-|

D-T-T-D-T-__| базовый

D-TkT-D-T-__| наполненный

D-T-T-D-T-_k| синкопированный

 

дарж 6/8

 

1-+-2-+-3-+-|

D-ktk-D-T—| базовый

D-D-__T-T-__| алжирский

 

 

——————————————————————————–

 

“Карсилама” по-турецки значит “лицом к лицу”. Этот 9-ти битовый ритм популярен в беллидансе, и также используется в турецких и греческих фольклорных песнях и в совеременном турецком джазе.

Узнаваем, как две группы по три (медленно, а потом быстро) 1 2 3 123.

 

карсилама 9/8=2+2+2+3

 

1-+-2-+-3-+-4-+-5-|

D-__T-__D-__T-T-T-|   базовый

D-kkT-kkD-kkT-T-T-|   наполненный

D-tkT-tkD-tktkT-T-|   вариант

Категория: Ритмы и стили, музыка | Добавил: orientalfest (20.03.2009)
Просмотров: 9444 | Рейтинг: 5.0/6 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
Все танцевальные студии России - обучение танцам в Москве, Санкт-Петербурге, танцевальные курсы

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz